Аюрведа как наука
Науку о здоровой долгой жизни называют аюрведа. В этой науке главным фактором благополучия считают единство тела, органов чувств и движения, ума и души. Аюрведа считается одной из самых древних систем медицины.
И именно эта система стала значительно влиять на развитие европейской и арабской медицины. В древние времена целебные растения из Индии, такие как мускус, корица, алоэ и нард, ввозили сухопутно и морскими путями в страны Средиземноморья, Средней Азии, Китай и даже Сибирь.
Аюрведический трактат стал основой похожего трактата тибетской медицины. В связи с этим Аюрведа начала проникать в Тибет примерно в VII веке нашей эры. Именно в то время аюрведист стал личным врачом правителя Тибета Сонгцена.
Когда Аббасидский халифат был в рассвете, в багдадских больницах работало много индийских врачей. В конце первого тысячелеnия различных направлений тексты, в том числе и аюрведические переводили на арабский язык в Багдаде. Примерно в конце ХХ века аюрведическая индийская медицина начала обретать популярности на Западе и в России.
В США и Израиле аюрведу изучают как отдельную науку в университетах медицины. В медицине же всех стран аюрведа и ее базовые процедуры вошли в практику и обрели популярность.
К этим процедурам относятся различные лечебные диеты, диагностика по дыханию и пульсу, очистительные клизмы, разнообразные ванны и обливания со сменной температурой воды. До четырехсот тысяч зарегистрированных врачей во всем мире сегодня практикуют Аюрведу.
Наука про здоровье и гармонию
Поклонники аюрведы считают, что внутренний мир человека очень прочно связан с его физиологией. А также душевное и физическое состояние человека тоже тесно связаны между собой. Если человек заболел, то по законам Аюрведы, у него отсутствует гармония души и тела.
Космос, огонь, земля, вода и воздух – эти первоэлементы считаются составляющими человека по аюрведе. Если все эти стихии у человека в равновесии, то его можно считать полностью и идеально здоровым. Такое состояние человека называют Пракрити.
Стихии в аюрведе сравнивают со современными психотипами. К примеру, чья-то стихия делает человека похожим на сангвиника, другие на холерика, флегматика и меланхолика.
Как правило, в каждом человеке перемешаны все психотипы, только какой-то один преобладает. Похоже и в Аюрведе, в человеке перемешаны все стихии, но какая-то одна является преобладающей с самого рождения.
Аюрведисты определяют три основных типа человека и его конструкции. Это вата, питта и капха. Такие аюрведические типы носят название Доша, что имеет очень глубокое понятие, чем просто состав человека по анатомии или его характер.
В Доше учитывают быстроту обменных процессов, подвижность человека на психическом и физическом уровне, а также его склонности и темперамент.
Основные типы человека по аюрведе носят каждый свою стихию, о которой говорилось раньше. В вату входит только воздух, в питту две стихии – огонь и вода, а в капху – вода, земля и космос. Все три типа входят в каждого человека, только похоже как психотипы, какой-то один преобладающий.
Очень часто мир, который нас окружает, давит своими проблемами, стрессовыми ситуациями, и это все изменяет состояние человека. Как психическое, которое по аюрведе называют гуны, так и физическое – доши. Если человек чувствует на себе такое воздействие, то баланс первоэлементных стихий меняется.
Применяя знания, полученные на основе аюрведы, человек обязательно получит результат, который будет зависеть от его приложенных усилий. Каждый, кто будет пытаться применить в жизнь советы аюрведы, может быть уверен, ведь данная система просуществовала примерно 5000 лет.