Ислам как религия, возник в 1-й половине VII в. в Аравии и в странах, проповедующих ислам, проблем с астрологией и звездочетами не возникало никогда, в отличие от православного мира. Ислам в своей концепции придерживается позиции божественного предрасположения и астрологический прогноз в этом отношении – доказательство этой позиции.
Одновременно с этим астрология крепко переплеталась с астрономией – в данном случае последняя определяла календарь праздников и постов, определяя время молитвы, и направление в сторону священного города Мекка. Все это имело место быть на основании проведенных астрономических расчетов и астрологических наблюдений за движением небесных тел.
Роль астрологии
Сама астрология, как наука, отыгрывала важную роль в различных течениях ислама. В частности существовало и сопоставление семи планет семи пророкам Ислама в их астрологическом восприятии. Также на практике имели место быть и астрологические трактовки определенных стихов Корана, которые имели параллель с аналогичной трактовкой Библии в христианстве.
Согласно астрологии мусульманских стран Аллах выступает творцом всей Вселенной, которая в свою очередь состоит из нижнего мира – земного, и верхнего – небесного мира. Именно он разделил между собой земную твердь и небо, за 2 дня создав саму Землю и 7 небес, разбросав по ближнему небу ночные светильники – звезды.
Аллах создал семь уровней неба, разместив над последним свой трон, а также расположив на самом небе рай – джанна и ад – джаханнам, при этом стоит отметить, что они не овладевают все пространство неба. Так рай расположен согласно Корану на седьмом небе, в то же время как ад по одному из преданий – ниже уровня 1-го уровня неба.
В это же время астрологи мусульманского вероучения не считают необходимым доказывать и обосновывать собственные астрологические догмы – как и в средневековье доказательства не были нужны, поскольку влияние небесных светил и всех планет на Землю воспринималось как сабо собой разумеющееся, не нуждающееся в аргументации.
Значение, которое возымела астрология на формирование мышления, культуру и политическую жизнь мусульманского мира, достаточно трудно переоценить. На подтверждение тому – огромное число звездочетов и астрологов, поскольку астрология была достаточно популярна как наука в средневековье.
Слияние направлений
Принято считать, что в астрологии, практикуемой в мусульманских учениях, слились и перемешались 3 ее направления – эллинистическая, индийская и сасанидская.
Но наиболее всего в учениях исламистов почитаема идея наивысшего, божественного предначертания, привносимая элективной и хорарной астрологией, которые развивали само учение о неподвижности звезд и планетарных циклах, а также о божественном провидении и жребии, данного свыше и в особенности почитали политическую астрологию.
Со временем астрология, практикуемая в мусульманском мире, объединила гороскопические прогнозы и магию, и сама по себе астрология, и содержит в себе 8 разделов:
– составление гороскопов;
– астрология, связанная с медициной;
– астрология, изучающая постулаты физики;
– влияние небесных светил и планет на сельскохозяйственную отрасль;
– воздействие небесных тел на мореходство;
– алхимия и астрология;
– астрологическое учение об амулетах и драгоценных минералах;
– теоретическое учение о зеркалах и основах оптики.
Все эти сферы достаточно ярко и в полной мере говорят о тех отраслях, которые изучает астрология как наука и тот объем работы и поиска ответов на вопросы, которыми занимаются арабские звездочеты не только в прошлые века, но и сегодня. Все это говорит о большом влиянии астрологии на мусульманский мир и развитие его норм и нравоучений.